На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. Жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии.
Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Сегодня дети особенно жестоки. Причин агрессивного преследования множество: воспитание или его отсутствие, наследственность, стремление проявить свое «Я» и характер, просмотр жестоких кинофильмов, передач, мультфильмов.
Проблема распространения насилия среди детей и подростков и профилактика этого явления становится сегодня очень важной задачей для родителей и педагогов.
Выделяют следующие виды буллинга:
Психологическое (моральное) насилие:
1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.
2. социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;
3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы.Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Физическое насилие :
избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.
Почему дети не обращаются за помощью?
1. Хочет справиться с этим самостоятельно
2. Дети могут бояться реакции от обидчика
3. Опасается, что накажут за слабость
4. Чувствуют, что никто о них не заботится
Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Если ваш ребёнок:
• неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;
• возвращается из школы подавленным;
• часто плачет без очевидных причин;
• никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;
• очень мало говорит о своей школьной жизни;
• одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.
В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.
Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
• Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).
• Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
• Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
• Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
• Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
• Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
• Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне
• Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
• Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
• Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
• Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
• Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.
Если ваш ребенок — обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:
• остановить ребенка-обидчика,
• создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
• Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.
Как этого добиться?
• Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
• Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
• Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.
• Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.
• Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.
• Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
• Развивайте эмпатию.
педагог-психолог Коростелева Н.В.
|